Про Парикмахера

<< назад к списку

Не усаживайтесь на тренерский стул, как на трон

Роль тренера-технолога - вести за собой, живите на семинаре, а не пережидайте его время. Не падайте духом, удачи и огорчения осмысливайте философски: умный человек и из ошибок может извлечь пользу. Ищите! Место у тренерского стола, как кинокамера, обнажает, укрупняет личность, увеличивает и достоинства, и недостатки. Будьте красивыми! Удачи вам всем, у вас всё получится!!!

На вопросы редакции интернет-журнала Вестник Парикмахеров отвечает Сергей Ратушняк, тренер-технолог-колорист, г. Москва.

1. Как получилось, что Вы стали тренером-технологом. Чья была инициатива - это у Вас возникло желание, и Вы сами искали вакансию, или же на Вас вышли представители бренда?

Дело случая. Это случилось в конце 90-х. Тогда многие армейские офицеры оказались в тяжелом положении: ни зарплаты, ни квартиры, ни перспектив. Стал думать, что делать дальше, и решил уйти в гражданскую жизнь.В тот момент на помощь мне пришла младшая сестра, которая работала в Школе менеджеров «Арсенал». Она сказала: «Давай к нам!». Я прошел тренинг, который назывался, кажется, «Технология успеха», и решил пойти учиться в эту школу. Получил специализацию менеджер по продажам, и даже поработал по новой специальности полгода. Но все время чувствовал, что это не совсем то, чего бы мне хотелось. В 2001 году все технологии продаж были американские. Однажды на одном из тренингов, размышляя над всей этой ситуацией, я случайно взял в руки какую-то книжечку, открыл ее на первой попавшейся странице и прочитал: «Чтобы получать удовольствие от жизни, переведи хобби на профессиональную линию». Тут меня накрыло…! Я понял, что у меня хобби нет. Эта мысль не давала мне покоя. И на посиделках в компании «психологической разгрузки» я поделился своими переживаниями с друзьями. Один из них вдруг и говорит: «Как это нет хобби? Ты же нас стрижешь!». Я просто опешил: «Какие стрижки, я же офицер?!»

В армии старшина назначил в добровольно-принудительном порядке парикмахером подразделения (там у всех были какие-то обязанности). Я научился и с тех пор всех друзей стриг. Но чтобы стать парикмахером?! А сам, все же задумался и стал узнавать, где учат, да сколько стоит. Оказалось, в бьюти индустрии все недешево. Но помог случай. Так я и поступил в колледж. Отучился, пришел в салон. Начав работать парикмахером в Москве, я вдруг ушел, вернулся на военный завод заместителем главного контролера. Но все же, чтобы не терять навыки новой профессии, шесть месяцев по воскресеньям ездил на Кутузовский проспект, в школу парикмахерского искусства «Метода» на повышение квалификации. И когда получил диплом, почувствовал уверенность. К тому времени и клиентская база уже образовалась. Да еще по субботам, по предложению директора маленькой дистрибьюторской компании стал работать тренером-технологом профессиональной косметики для волос.И вот пришел момент, когда стало ясно, что на заводе я больше не работаю, а работаю там, где мне действительно интересно. На следующий день оказался в штате маленькой дистрибьюторской компании представляющей французскую марку La Biosthetique. А уже через три месяца отправился на свою первую стажировку в Германию в Академию La Biosthetique. Развиваться внутри индустрии было интересно. Клиентами нашей фирмы являлись крупные салоны и институты красоты. Так я стал главным технологом бренда… А через полтора года право эксклюзивной дистрибьюции на эту марку получил крупный косметический холдинг. Казалось бы карьера тренера закончилась…ведь в холдинге, как мне казалось, были тренеры с более сильной подготовкой чем у меня и чужак им не нужен. Но звонок немецкого тренера из Академии и приглашение на выставку InterCHARM 2006 и знакомство с новым руководством поставили всё на место. Пять лет отработал с La Biosthetique.

2. Совпало ли Ваше ожидание о работе тренера-технолога с тем, какая роль и миссия у Вас на самом деле?

Особых ожиданий от работы тренером-технологом не было. В начале было просто интересно, а как …а что..???!!! Одно из моих образований педагогическое. Преподавание в крови. А потом понял, что это  интересно и это именно то, где я хочу развиваться. Быть технологом и парикмахером это не одно и тоже… Безусловно технологу нужна профессиональная подготовка по профессии парикмахер, а дальше другая дорога….. Многие молодые парикмахеры приходя в косметический бренд работать технологами думают, что у технолога всё в шоколаде…..ан нет… Тренер-технолог это методист, который должен знать больше чем мастер-парикмахер. Нужны особые знания в трихологии, колористике, химии, физике, анатомии…. И вот тут мне пригодилось моё второе, инженерно-техническое образование… С одной стороны вам кажется, что технолог просто рассказывает о продукте. К сожалению, в некоторых брендах и рассказа о продукте не услышишь, а всё больше самопрезентацию «крутого» технолога. А на самом деле технолог делает первую продажу. И от этой продажи очень многое зависит в дальнейшем. Менеджер ищет потенциального клиента (салон-красоты, институт-красоты, косметологическую клинику и т.д.) и делает первую продажу, а именно семинар по продукции. И тут выход тренера-технолога, от которого зависит первая закупка, симпатия и лояльность к бренду. Технолог обязан знать и любить продукт который продаёт и этой любовью он должен поделиться с менеджерами и клиентами бренда.

3. Читаете ли Вы отзывы о бренде в интернете (клиентов и профессионалов), чтобы знать сильные и слабые стороны продукта и правильно выстраивать свою работу, готовя себя заранее к каверзным вопросам и возражениям учеников. Позволял ли Вам когда-нибудь отзыв о продукте найти оригинальное решение его продвижения или пример для презентации качеств марки.

Конечно же читаю. Это же своего рода мониторинг. Косметических брендов на Российском рынке сегодня много (более 200). Технолог должен знать не только свой продукт, но и конкурентов. Во всех брендах есть сильные и слабые позиции. Владея такой информацией, технолог и должен уметь правильно выстроить свою работу на обучающих семинарах. Иногда на семинаре можно столкнуться с каверзными вопросами от очень опытных мастеров и владельцев салонов, а иногда и от своих коллег-конкурентов. И высший пилотаж технолога, это не унизить конкурента, а показать сильную сторону своего бренда.

4. Потребовалось ли Вам обучаться работе тренера, или без каких-либо дополнительных усилий всё сразу встало в колею, и как говорил Гагарин: "поехали!".

Гагарин тоже не без каких-либо дополнительных усилий сказал «ПОЕХАЛИ». До этого были годы учёбы и тренировок. Так и у меня. Старался брать всё лучшее от тренеров у которых я учился в своё время. Помню первый свой выездной семинар в городе Тула. Вот где получил настоящее боевое крещение как тренер-технолог. Пришлось попотеть… Семинар проходил в Школе парикмахерского искусства Нины Миловидовой, заслуженного парикмахера Российской Федерации. Её кстати и считаю своей «Крёстной феей» в становлении как тренер-технолог. Пришлось всё рассказанное про бренд потом на практике подтверждать. Посадила она мне 5 моделей для отработки. И на одной из них я можно сказать провалился. Не попал в цвет. Уехал с таким осадком в душе. Всю дорогу в Москву менеджер успокаивал, подбадривал, хвалил. А у меня в голове только и работала вычислительная машинка и формулы, и вопрос почему не получилось. Думал, всё - потеряли клиента, не успев получить. Менеджер какое то время молчал, а потом недели через две вдруг сообщил, что мы опять едем в Тулу с семинаром по завивкам. Ехал туда как на голгофу. Но когда в дверях меня встречала сама хозяйка салона с улыбкой я понял, что не всё потеряно. Перед семинаром меня усадили за стол с завтраком и по матерински мне было наказано, чтобы перед семинаром по завивкам я плотно поел. А пока я завтракал Нина Викторовна передо мной покаялась, что на предыдущем семинаре умышленно подставу сделала. Вот это поворот. Только после утренней гостеприимной трапезы я был допущен в зал.

Стажировки, тренировки, тренинги и самообразование и на это понадобилось не менее 5-ти лет и несколько интересных учебных заведений. Даже такое как Академия бизнес-тренеров и коучей РУДН. Сегодня могу работать практически с любым видом косметики и красок для волос.

5. Какие условия для работы нужны тренеру-технологу. Считаете ли Вы, что помимо оклада, премии и командировочных тренер заслуживает особых привилегий?

В разных компаниях для тренеров-технологов разные условия. Самое главное на этапе собеседования обговорить все нюансы, чтобы устраивали обе стороны. В больших компаниях есть бизнес-планы в которых заложены все моменты по развитию персонала. Это и стажировки у производителя, работа на выставках, командировки и другие мероприятия. А в маленьких компаниях за частую приходиться ещё и топ-менеджеров обучать как правильно строиться работа по продаже и использованию профессиональной косметики. Я уже не говорю о том, что самому технологу учиться не у кого. И приходиться как в той поговорке… «И чтец, и жнец, и на дуде игрец». И тут опытному технологу помогают его знания своего дела. Не все компании могут позволить себе вывезти технолога на стажировку к производителю. А ведь это очень важно для технолога побывать у производителя и вдохнуть ту атмосферу в которой рождается бренд и те продукты которые в будущем технолог будет продавать мастерам-парикмахерам. Я искренне рад за компании которые всё же  услышали мои пожелания и рекомендации поменяв свой взгляд на развитие персонала.

6. Меняли ли работу тренера-технолога, переходили ли от одного продукта к другому, от одной компании к другой. Что становилось причиной и как это было?

Работая со своим первым косметическим брендом и посвящая ему большую часть своего времени рабочего и личного, я развивался только горизонтально. О вертикальном развитии не было и речи… Принято было сложное для меня решение уйти из бренда. Вернулся в салонную жизнь, которая за эти пять лет ушла в перёд. И пришлось догонять. Очередная учёба повышения квалификации как мастера-парикмахера в очень интересной Академии парикмахерского искусства «Креативная Зона». Знакомство и получение нового опыта. Меня пригласили технологом-артменеджером салона красоты «Бьянка-Люкс» который специализируется на химических завивках и окрашиваниях. Было интересно окунуться совсем в другую атмосферу. Мы с этим салоном до сих пор очень дружны, хотя я там не работаю уже, но помогаю им. Очень люблю этот салон. Кстати они сейчас являются ещё и дистрибьютором Голландского косметического бренда для волос KIS. Очень хорошую школу и вертикальный рост получил в таких брендах как Lakme, LANZA,REVLON PROFESSIONAL, AMERICAN CREW, OROFLUIDO, Organic Colour Systems, BBCOS hair pro, Арт-Центр Анастасии Капраловой и в данный момент это салон красоты «Соната» на Ленинском проспекте.

Знаете как приятно когда звонят сотрудники и клиенты брендов с которыми работал и спрашивают совета.

Очень хотелось бы пожелать молодым и начинающим тренерам.

Не усаживайтесь на тренерский стул, как на трон, ваша роль - "вести за собой", живите на семинаре, а не пережидайте его время.
Не падайте духом, удачи и огорчения осмысливайте философски: умный человек и из ошибок может извлечь пользу. Ищите!
Место у тренерского стола, как кинокамера, обнажает, укрупняет личность, увеличивает и достоинства, и недостатки. Будьте красивыми!

Удачи вам всем, у вас всё получится!!!

Сергей Ратушняк, мастер-парикмахер международного класса. Тренер-технолог-колорист. Коуч. г. Москва.

17.10.2016




Осень, пора обучать администраторов!

Обновлен наш дистанционный курс обучения администратора салона красоты, теперь помимо подробного описания того, что и как фронт-менеджер должен делать от рассвета до заката (включая искусство продаж), добавлены готовые скрипты телефонных разговоров с клиентами




www.pro-parikmahera.ru © 2010