Про Парикмахера

<< назад к списку

БАРБЕРШОП: как много в этом слове для уха мужского слилось!

Находящиеся на волне популярности, барбершопы возвращают мужчин к истокам салонного бритья и парикмахерского искусства, притягивая характерной эстетикой. Марк Твен был абсолютно прав, говоря что «ощущения, которые мужчина испытал, переступив порог цирюльни впервые, он обречен испытывать до конца своих дней». Важна не только услуга, но и сопричастность к барбер-культуре.

Почему же именно сегодня мы наблюдаем бум мужских цирюлен? В чем корни этого интереса и каковы перспективы? Можно ли назвать клиентов барбершопов особой субкультурой мужчин, следящих за собой и в то же время остающихся брутальными? С этими вопросами мы обратились к экспертам.

Андрей Дворников

Андрей Дворников, предприниматель, основатель и владелец екатеринбургского филиала сети барбершопов CHOP-CHOP, барбершопа «КОРОЧЕ», барбершопа для девушек HOLY MOLY и концепт-салона ELEMENTICA, г. Екатеринбург:

– В какой-то момент рынок салонных услуг достиг своего предела в однообразности, и народ захотел чего-то нового. Поэтому барбершопы стали так популярны. На сегодняшний день в Екатеринбурге существует уже около 10 мужских парикмахерских практически с одинаковой концепцией. Повышенный спрос мужчин обусловлен тем, что существует мнение, мол, там, где есть узкая специализация (в данном случае это разделение по гендернему признаку), можно получить более качественную услугу.

Однако стремительное умножение, бум барбершопов, на мой взгляд, прекратится уже через год. Поскольку они один от другого практически не отличаются. Уже сейчас нужна какая-то новая концепция. Если говорить о прогнозах… Думаю, в следующем году на рынке должны возникнуть новые салоны с какой-то своей оригинальной идеей. На мой взгляд, очень интересно смешивать различные форматы. Например, недавно мы открыли салон красоты плюс кафетерий - он же beauty-бар. Другой наш проект - барбершоп, где барберы девушки, т.е. одни девушки работают; при этом все брутально, лаконично, по делу. Это оригинально, такого еще не было.

Думаю, говорить о том, что с появлением барбершопов стала формироваться некая субкультура, неправильно. Все дело в том, что в моду вошла борода, и весь интерес людей пока крутится вокруг нее. Но мода циклична. И растительность на мужском лице тоже периодически становится популярной, но это проходит. Если убрать бороду, окажется, что в сущности никакой субкультуры нет. Просто потому что мужчины не могут собираться вместе и говорить о кремиках или о том, как лучше челку зализать. Ведь мужчины все очень разные. И одного в большей степени интересуют финансы, а другого, например, автомобили. И объединить их общей темой заботы о своей внешности просто невозможно. Гораздо правильней, на мой взгляд, делать ставку на базовые ценности - культивировать образ настоящего мужчины, рассуждать на тему, каким он должен быть, какие черты и поступки ему присущи. Но самое главное, конечно, - это качественная услуга. Тогда ни во что играть не надо: люди сами будут кучковаться уже под этот знаменатель.

Степан Акентьев

Степан Акентьев, барбер и основатель барбершопа «Пижонъ», дипломированный мастер международного класса, призер конкурса Style Masters 2011 и 2012, международный тренер, ведущий технолог Helen Seward, технолог Revlon Professional, American Crew, J Beverly Hills, творческий партнер компаний Solinger, Jaguar, HairWay, автор курсов повышения квалификации в РФ, г. Москва:

– Мужчины уже давно окружены «женскими» вещами. В торговых центрах женских отделов в несколько раз больше, чем мужских; журналы сплошь женские; кафе, рестораны - все по стилю для женщин. Исключения составляют лишь пабы и спортбары. Мужчины устали от этого! А барбершоп - это место, где все для мужчин, где можно передохнуть и спокойно поговорить.

Клиенты сюда приходят совершенно разные: и молодые стиляги, и работяги с детьми. Они выбирают в первую очередь профессионалов, которые знают свою работу, имеют большой опыт.

Помню, когда только начинал работать, со мной произошла история: подстриг клиента и спрашиваю: «Стайлингом волосы уложить?» Он разворачивается, смотрит на меня снизу вверх и говорит: «Может, мне еще колготки надеть?» Это было лет десять назад. А сейчас Россия вышла на первое место в мире по продаже профессиональных укладочных средств. Этому поспособствовали, в том числе, европейские компании, находящиеся в России, и то, что люди начали больше ездить за границу. С европейцев мы пример и берем…

В ближайшем будущем барбершопов станет больше, это точно. Не думаю, что столь же огромное количество, как, например, в Ирландии - в Дублине около 1500 барбершопов при населении 670-700 тыс. человек. Но такого ажиотажа, как три года назад, уже не будет: «Я был в барбершопе, нужно сделать селфи, это же круто!» Люди просто будут ходить стричься и бриться. Найдут для себя идеальный вариант по цене, качеству, местоположению, мастеру...

Константин Груздев

Константин Груздев, барбер, основатель barbershop Mr.KG и одноименной школы мужской стрижки и брадобрейства, член Союза парикмахеров и стилистов России, участник креативной команды «Золотая лига» российской секции Intercoiffure Mondial, г. Москва:

– Долгое время в России существовали салоны красоты с общим залом, культуры барбершопов у нас не было вообще. Это явление пришло из Европы, где мужские парикмахерские существовали аж с XVIII века.

Для современных мужчин данные заведения, конечно, очень привлекательны, и многие выбирают именно их, потому что здесь царит брутальная атмосфера. Это новая интересная тема для России и, в частности, для Москвы.

На мой взгляд, барбершопов с каждым годом будет появляться все больше, так же как в свое время появлялись салоны красоты. Потом постепенно пойдет отсев, останутся только самые лучшие.

Специализированных салонов сейчас не так много. Поэтому перспективы есть, и очень неплохие.

На вопрос, формируют ли клиенты барбершопов особую субкультуру, отвечу: да, это так. К нам ходят мужчины, которые следят за своей внешностью, но при этом остаются мужиками.

С появлением в России специализированных мужских парикмахерских сильному полу стало интереснее следить за собой: атмосфера барбершопов задает определенный стиль для мужчины.

Александр Кулиш

Александр Кулиш, сооснователь бренда Barbershop Mr. Right, г. Москва:

– Мужчины все больше внимания уделяют внешнему виду. В последние годы в индустрии красоты произошел настоящий мужской бум: крупные косметические бренды усилили мужские линейки, появилось больше марок мужской косметики для разных сегментов, а бритвенные бренды с солидной историей переживают новый взлет.

Барбершопы - флагманы этого движения. Но в отличие от традиционных салонов красоты, клиенты мужских цирюлен ориентируются прежде всего на классику. Они хотят получить предсказуемый результат в комфортной обстановке и обращаются для этого к экспертам.

Мужские парикмахерские - это довольно консервативный жанр, существующий уже не первый век. Однако мировая практика за последние десять лет сделала этот жанр более понятным для современных мужчин. В России барбершопы возродились на волне тренда «новой мужественности». В будущем, думаю, они продолжат развиваться, но уже не как нечто остромодное, а как часть нормы.

Не стал бы выделять клиентов барбершопов в отдельную субкультуру. Данные заведения созданы для всех мужчин, а не только для бруталов. В хорошей парикмахерской клиент может рассчитывать, что ему подберут стрижку, которая подходит именно ему, вне зависимости от того, что диктует мода.

Даниил Оборин

Даниил Оборин, барбер, основатель и хозяин барбершопа Barka Barbershop, г. Пермь:

– Откуда сегодня такой интерес к культуре барберства и что дает возможность открывать по 5-10 барбершопов в одном городе? Прежде всего это интерес сегодняшних мужчин к самим себе. Еще лет пять назад во всеобщем понимании мужчина не обязательно должен был быть красивым и ухоженным. Сегодня уже недостаточно иметь роскошный автомобиль и толстый кошелек: требования стали выше, и о статусности больше расскажут спортзал, стрижка и костюм. Но здесь неправильно говорить о субкультуре. Это образ жизни, который диктует современное общество.

Вопрос субкультуры ближе профессии барберов. Для тебя это либо профессия, либо культура, стиль жизни, образ мышления и призвание!

Барбершопы, существующие во всем мире, я бы разграничил на две большие группы:

1. Традиционные салоны с вековой историей, передающиеся по наследству, которые закрепили за собой право обслуживать мужчин, что проживают рядом, или проходят мимо по пути на работу каждое утро, или просто заглядывают в гости.

Мастера в таких барбершопах являются и хозяевами. Обладая богатейшим опытом, они за 20-30 минут помогут не только восстановить свежесть и аккуратность стрижки, но и выслушают, наградят добрым жизненным советом.

Примеры таких барбершопов - маленькие американские салончики, что по одной штуке на переулок, или небольшие киоски в мусульманских странах, или индийские палатки на улице… Ну, вы поняли. Даже у нас в России есть такие небольшие боксы. Ты проходишь мимо их таблички, например, «Парикмахерская у Юсуфа», и даже не думаешь, что это главный пример барбер-культуры в твоем городе.

2. Вторая группа - современные молодые салоны, возникшие на волне всеобщего интереса. Здесь уже слабо прослеживаются черты первых барбершопов. Стрижка обойдется уже сильно дороже, однако еще месяц будет выглядеть аккуратно. Здесь мы увидим европейскую школу стрижки, традиционное бритье и кучу бонусов в виде косметики, аксессуаров, может быть, даже одежды - этакий элитный салон с попыткой превратить себя в мужской клуб, завлекающий интерьером, прессой, бесплатным алкоголем или кофе, различными мероприятиями.

Но давайте вспомним, что для привлечения клиентов делали барберы в 50-х гг.? Просто были собой, умели стричь и слушать!

Есть еще один важный момент - в хорошем барбершопе клиент и мастер на равных, все просто, по-дружески и честно.

Когда мы открывались в Перми, были пятым или шестым барбершопом во всей России, и сложно было сказать, во что это все выльется. Стараемся совмещать в себе культурные корни первых салонов и качество обслуживания современных.

Очень грустно смотреть, что происходит сегодня в России с барбер-культурой. Невооруженным взглядом видно, как барбершоп-формат превращается в готовую идею для бизнеса. Когда богатый дяденька, приобретая франшизу крупной сети, нанимает на работу вчерашних салонных мастеров, которым, по существу, плевать, где работать, и надеется привлечь внимание одним названием, не вкладывая в работу душу. Это культура потребления и пользования, а никак не развития! Гораздо больше веришь ребятам, что собственными силами колотили свои рабочие места и создавали репутацию, получали доверие клиентов благодаря труду и любви к делу.

Есть, конечно, и хорошие моменты - с каждым годом появляется все больше профессиональных, действительно хороших мастеров. Если посмотреть на работы российских барберов три года назад и сейчас, разница колоссальная!

P.S.: Очень не хотел никого задеть в данном тексте. ))

Денис Сатволдиев

Денис Сатволдиев, барбер TOPGUN, г. Екатеринбург:

– Если бы барбершопы возродились раньше, также имели бы успех. Для мужчин это что-то новое, неизведанное, как мода, которая пришлась по душе. Корни этого интереса в том, что люди проявляют любопытство и желание попробовать что-то новое.

Перспектива рынка такова - он наполнится мужскими парикмахерскими и люди будут уже спокойнее к этому относиться, как к чему-то обыденному. Это станет нормой, как где-нибудь за границей.

Я бы не говорил о субкультуре. Это естественно, что мужчины предпочитают выглядеть стильно и опрятно. А в барбершоп они приходят, как мне кажется, чтобы получить услугу гарантированно качественней, лучше, нежели в обычной парикмахерской. В некоторых случаях для клиента это вопрос статуса. Хотя, думаю, мало кто из клиентов до визита в специализированную мужскую парикмахерскую способен замечать разницу в качестве работы барберов и мастеров-универсалов.

Виталий Гаар

Виталий Гаар, барбер Yuppie Barbershop, г. Калининград:

– Отвечая на вопрос, являются ли клиенты мужских парикмахерских особой субкультурой… Давайте на секунду представим, что любой мужчина в нашей стране хорошо зарабатывает и знает, что такое барбершоп. Пошел бы он в таком случае в салон красоты или парикмахерскую? Уверен, что нет. Он бы выбрал барбершоп. Но, к сожалению, пока далеко не все понимают и знают, что это такое, и для многих мужчин цена стрижки в барбершопе также становится стоп-фактором. К такому просто не привыкли. Те же, кто уже стали клиентами специализированных мужских парикмахерских, вполне могут быть некой условной субкультурой - это не хипстеры и не еще какой-нибудь временный модный ярлык, это уверенные в себе мужчины, которые ценят качество и готовы платить за него.

Сегодняшний интерес к барбершопам говорит лишь о том, что мы не придумали ничего лучше классической мужской стрижки. Недаром большинство из них щеголяет вывеской classic cuts, или «классические стрижки». Может, это прозвучит слишком громко, но появление в нашей жизни барбершопов - это лучшее, что происходило с российскими мужчинами за многие годы.

Сейчас наблюдается бум в этом сегменте. И в этом нет ничего удивительного. Когда появляется что-то новое, свежее, нетипичное, многие хотят прикоснуться к этому, стать сопричастными. Как, например, несколько лет назад был бум открытия тату-салонов.

Но результат всегда один - большая часть игроков быстро пропадет с радаров из-за отсутствия серьезного подхода к делу.

Нужно понимать, что открытие стандартного салона красоты, где стригут, красят девушек и оказывают сопутствующие услуги, гораздо более прибыльное дело. Услуги для девушек намного выгоднее в плане заработка. Это еще одна причина того, что этот бум сойдет на нет совсем скоро.

К барбершопу нельзя относиться просто как к бизнесу, им надо жить. Модные мальчики наиграются в бизнесменов и уйдут, когда поймут, что это не золотая жила и чтобы заработать здесь, мало просто раскидываться словами о мужественности и брутальности, нужно по-настоящему трудиться. Люди сами разберутся, где настоящее, а где подделка. Но понадобится какое-то время…

Материалы предоставлены журналом "Красота PROf", статья вышла в 11 номере за 2015 год.

18.02.2018

www.pro-parikmahera.ru © 2010